По данным, опубликованным в материалах «Российской газеты», в России хотят запретить деятельность коллекторских агентств с иностранным участием.
Генеральный директор и основатель ООО «Банкрот-Сервис» Антон Михайлов отметил, что если подходить к вопросу глобально, то ограничение работы иностранных коллекторов в России — момент прежде всего политический и логично продолжает жёсткую линию поведения правительства по отношению к иностранным банкам:
— Как известно, многие крупные западные банки, работавшие в РФ уже свернули здесь свой бизнес, хотя есть и исключения (например Райффайзен или Юникредит), которые, можно сказать, бьются в «предсмертной агонии». Безусловно та мысль, что доходы, получаемые здесь от сбора проблемной задолженности не должны подпитывать иностранных инвесторов из недружественных стран — верна.
По словам эксперта, если немного углубиться в операционную составляющую, то на поверхность поднимается пласт вопросов, на которые ещё только придётся ответить законодателям:
— И пожалуй, самый главный из них, это каким образом будет происходить сворачивание их деятельности.
Поясним на примере: есть коллекторское агентство «А», которое сотрудничает с банками и микрофинансовыми компаниями по агентской и цессионной схеме. В первом случае, право требования кредитора не переходит коллекторскому агентству и здесь можно обойтись просто отзывом портфеля из работы коллектора. Но не секрет, что коллекторские агентства часто покупают право требования долгов на десятки, а то и сотни миллионов рублей - это и есть цессионная схема.
Антон Михайлов рассказал, что в таком случае, коллектору долг, фактически, уже принадлежит и вынудить иностранное коллекторское агентство просто продать его условной российской компании вряд ли получится, а если даже и получится, прибыль всё равной уйдёт за границу:
— Механизм здесь придётся прорабатывать очень аккуратно. Второй момент это то, что коллекторы, будь то иностранные или российские, это крупные операторы персональных данных и, давление на них может привести к серьёзной утечке информации о миллионах граждан. Это также очень важный аспект. И третий момент, если всё же удастся обойтись «малой кровью» и иностранные коллекторы согласятся продать свои портфели, где искать покупателя? Ведь рынок купли/продажи долгов существует уже почти 20 лет и аккумулированная задолженность в руках иностранных коллекторов очень велика. Возможно, встанет вопрос о создании некоего государственного коллекторского агентства, которое будет обладать достаточными ресурсами для работы с таким количеством долгов.